«Менталочкой» иногда ласково называют занятия «ментальной арифметикой» в детских клубах. Ментальная арифметика, если кто не знает, — это набор приёмов использования счётов с костяшками. В России больше 1000 таких мест.
Счёты «специальные» — абакус, по пять костяшек в ряду. Поэтому эти же приёмы можно использовать с помощью физического загибания пальцев, а дальше, за счёт тренировок, с помощью «мысленного загибания пальцев».
И в целом это прикольная тема! Когда дети учатся новым штучкам, будь то жонглирование, валяние из шерсти или игра в домино — это прекрасно, и это стимулирует их развитие. Проблема в том, что «ментальная арифметика» из набора интересных и полезных приёмов превращена в маркетинговую франшизу.
Попросту говоря, потребителю обещают чудеса, а чудес не бывает. Иными словами, занятия «ментальной арифметикой» приводят именно и только к тому, что ребёнок учится считать в уме нетипично сложные для его возраста математические выражения.
Ментальная арифметика тренирует память не лучше, чем игра в подкидного дурака. Концентрацию внимания — не больше, чем вязание крючком. А «работу обоих полушарий» (что нонсенс с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, вы работаете обоими, даже ковыряя в носу) — не больше, чем игра в пинг-понг.
В чём же проблема?
Способность ребёнка считать в уме выдают за развитие интеллекта и «вклад в будущее ребёнка». Между тем, это просто случайный навык, который выглядит «магически». За счёт этого родителей убеждают оплачивать длительные занятия, которые к обещанному результату не приводят. Это вроде того, как задорого учить массажу ушей, утверждая, что это позволит удачно выйти замуж.
Родителей убеждают в мысли, что развитие ребёнка в целом и математика в частности = умению считать. Это примерно как утверждать, что умение рисовать ровные круги = умению рисовать, и часами напролёт надрючивать детей рисовать эти самые ровные круги день за днём.
Я в целом считаю, что обучение детей через «натаскивание» — это ничем не оправданное насилие. А занятия с абакусом вряд ли назовёшь увлекательными и вдохновляющими. Кроме того, дети привыкают, что учёба = оттачивание алгоритмов перемещения костяшек, они привыкают к тому, что не обязательно понимать суть действий. Главное — выдать правильный ответ.
Ребёнок научается решать сложные арифметические выражения раньше, чем у него формируются соответствующие математические представления. То есть он может посчитать, чему равно 234 + 311 раньше, чем будет хорошо представлять, чем десятки отличаются от сотен. Ну это вроде того, как выучить 1000 иностранных слов, но не знать их перевод.
Дальше в школе будут спецэффекты. Учитель видит «математически беспроблемного» ребёнка, который запросто щёлкает примерчики. Доходят до темы «уравнения» или «задачи на движение», и оказывается, что тут хорошо бы реально понимать, откуда что берётся. А этому пониманию не на что опереться, потому что фундамента-то нет! Какое-то время ученик будет выплывать на быстром счёте и выучивании алгоритмов, а дальше — вопрос…
Comments