Секрет прост: идеально спроектированное задание не требует текстовой инструкции.
Раньше к любой технике прилагалась толстенькая подробная инструкция, в которой подробно разбирались все-все функции. Сейчас инструкцию к стиральной машине или СВЧ-печке пользователь читает, только если окончательно отчаялся добиться от них нужного результата, и делает это с крайним неудовольствием.
Стало подразумеваться, что пользоваться чем угодно — от утюга до автомобиля — можно начать, просто посмотрев на них, полагаясь на здравый смысл и опыт использования других приборов такого типа.
Похожая ситуация с графическими обучающими заданиями для детей. Сложная текстовая инструкция становится лишним барьером на пути к выполнению задания. Когда человек сразу видит, что делать, уровень его мотивации намного выше, чем если перед этим нужно вникнуть в сложные «правила игры» (кстати, в случае настолок ровно тот же принцип).
Если задание спроектировано хорошо, то инструкцию всё равно можно написать на всякий случай, но большинство людей не будут её читать. Учитывайте ещё, что дети помладше в принципе могут не уметь читать на нужном уровне, чтобы её понять.
Вот задание на китайском. Вы можете его решить, даже не зная языка. Мы легко понимаем, что нужно делать, опираясь на уже сложившийся стереотип действий.
В реальности, конечно же, не получится делать все задания такими, чтобы они вовсе не требовали инструкции. Инструкции позволяют повысить интенсивность, внести разнообразие, новизну в опыт пользователя, научить его «новым трюкам», дать нужные вводные.
Вот, например, головоломка «Мосты и острова» — она интересная, но без инструкции сложно понять, чего от тебя хотят. Но как только в голове формируется понимание, что тут нужно делать, то возвращаться заново к инструкции необходимости нет.
Попробуйте разгадать эту головоломку!
Плохо спроектированное задание содержит в инструкции какую-то важную для решения информацию. В этом случае без инструкции не только не получится понять смысл задания — придётся к ней обращаться ещё и в процессе, постоянно сверяя стимульную часть задания с текстом.
Попробуйте догадаться, что нужно сделать в этом задании.
А. Дорофеева. Время, пространство. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет.
Не догадались? А вот и инструкция!
Проблема таких заданий в том, что ты не можешь прочитать инструкцию и перейти к графической части — ты должен постоянно от графики возвращаться и выискивать нужные кусочки информации в тексте.
А если вы помогаете с заданием ещё не читающему ребёнку, то придётся полностью сопровождать выполнение задания, повторяя: «А теперь для голубого найдём квадратное», «А теперь для зелёного — круглое», даже если ребёнок хорошо мотивирован, вовлечён и готов работать самостоятельно.
Как же это исправить задание в этом примере? Вот два варианта.
1. Если нам важно, чтобы задание мог решать не умеющий читать ребёнок, и он развивал умение понимать алгоритмы — то вот так:
2. Если целевой ребёнок скорее всего умеет читать, и нам важно, чтобы он осваивал вербальные операторы «Вверх», «Вправо» и т.д. — то вот так:
Теперь уже можно не читать письменную инструкцию: и так можно догадаться, что делать.
Резюмируем: постарайтесь проектировать задания так, чтобы можно было частично или полностью избавиться от словесных инструкций. Не всегда это получается, но вектор такой!
Кря